О чём не пишут в хрониках
читать дальше
– Не правда ли, оно прелесть? – Женщина нежно погладила только что надетое кольцо. – Ты не находишь?
Мальчик судорожно кивнул:
– Очень красивое.
Кольцо и впрямь было сделано со вкусом. Тонкая золотая полоска, покрытая причудливым орнаментом, замыкалась большим, необычной огранки изумрудом, способным, казалось, сверкать даже ночью, при свете звезд.
Его подарил Мечеслав, широкоплечий барон Мечеслав – повелитель домена Сокольники. Любомир видел, как женщина расцветает при появлении этого туповатого драчуна, и всякий раз бессильная ярость сводила ему скулы, заставляла сжиматься маленькие, хрупкие ладошки в такие же маленькие, хрупкие кулачки.
– Мне нравится, как он играет, – тихо произнесла женщина, задумчиво глядя на изумруд. – Чья душа живет в нем?
– Героя или красавицы, – улыбнулся Любомир, – а может быть, ювелира.
В глубине изумруда вспыхивали и гасли зелёные искры. Если бы хоть один маг Тайного Города мог прочитать его память – о, это кольцо могло бы рассказать многое…
О чём не пишут в хрониках.
Провинции Хонга не любил. Тем более эту. Молодой нав родился и вырос в Уратае, и привык к столичной жизни. Привык к Цитадели, возвышающейся над городом, привык к жизни, кипящей днём и ночью, привык к тому, что в темноте по улице ходить можно так же спокойно и невозмутимо, как днём. Если не спокойней. А здесь? Небольшой городок, выросший у Врат во внешние миры, существовал за счёт торговли. Подобные города в других местах процветали, богатели и росли. Но эти Врата располагались воистину на задворках мира! Жили здесь немногочисленные шасы, да те, кто по различным причинам избегал приближенных к столице мест. Двух-трёх этажные дома, замощённые досками улицы, угрюмые горы Уррэл…
Гарки не обсуждают приказы вышестоящих. Куда послали – там и будешь служить. Быть помощником наместника – честь немалая… Но любви к провинции Хонге она не добавляла.
Кстати, о нежелающих жить в столице и безопасном ночном городе… Что-то в переулке не то происходит. А сегодня днём прибыл караван из Внешних Миров…
…В переулке обнаружилось несколько лиц неопределённого генетического статуса. Два лица мужского пола – при оружии – и одно женского. Даме компания определённо не нравилась.
- …Девушке, должно быть, скучно в одиночестве в этот холодный вечер… - разглагольствовал один из мужчин, ненавязчиво загородив упомянутой девушке дорогу.
- Спасибо, но развеселить себя я сама могу, - огрызнулась та в ответ, делая попытку проскочить на освещённую улицу.
Попытка не удалась. Гарка не стал дожидаться развития событий и вынырнул из тени рядом с разговорчивым парнем. Его перекошенная от неожиданности и испуга физиономия доставила Хонге ни с чем не сравнимое удовольствие.
- Девушка не желает развлекаться в вашей компании, уважаемые, - мягко произнёс нав – Не так ли?
Девушка судорожно кивнула. Кто-то из двоих мужчин тихо лязгнул зубами.
- Д-да… мы… всё поняли… уже уходим… с вашего позволения?
- Идите, - милостиво разрешил Хонга.
Парни ретировались. Нав довольно ухмыльнулся и обернулся к спасённой девушке. Невысокая – Хонге едва до подбородка, но ладненькая. Потёртая кожаная куртка с капюшоном, узкие штаны, высокие сапожки с мягкой подошвой. За плечами – походная сумка, в руке – чехол, судя по всему, с музыкальным инструментом. Что-то вроде лютни, только с длинным грифом.
- Благодарю вас… господин…
- Хонга, - сварливо отозвался он – Семья Навь.
- Я догадалась, - чуть слышно пробормотала девушка и торопливо поклонилась – Велеста, семья Людь.
- Не слышал, - удивился Хонга – Откуда такая?
- Из Внешних Миров, вестимо, - неожиданно рассмеялась девушка – Издалека. Мы семья небольшая, незнаменитая, про нас мало кто слышал. Это мне в родном мире не сидится…
- Значит, путешествуешь? – Хонге Велеста начала нравится. Разглядеть бы её получше… а почему бы и нет, кстати? – Вот что, пошли отсюда… побеседуем в более подходящем месте.
Что на этот счёт думала Велеста, он забыл поинтересоваться. Во всяком случае, возразить наву она не решилась.
Более подходящее место нашлось неподалёку. Маленькое заведение, где можно было не спеша откушать чего-нибудь эдакого, для Земли нетрадиционного, но для путешественников из Внешних Миров привычного. Хонга ценил это место за тишину, уют и то, что никто ни к кому не лез.
- Ну, так что заставило девушку из тихой, скромной Семьи пустится в дальнее странствие? – полюбопытствовал Хонга, когда Велеста утолила первый голод.
- Любопытство, что ж ещё, - улыбнулась девушка, прихлёбывая горячий травяной настой.
Улыбалась она просто замечательно. И вся была просто замечательная. Большой рот с мягкими губами, вздёрнутый носик, соболиные брови и зелёные глазищи, в которых пляшут шаловливые искорки. Пушистые соломенные волосы коротко обрезаны. Велесту трудно было назвать красавицей – но она была удивительно милой и живой. Переход по Большой Дороге, прилипалы из подворотни, нав… наверняка ведь наслушалась россказней о его семье… Но – ни страха, ни робости. Только искренний интерес.
- А ты хорошо говоришь на нашем языке, - заметил Хонга – Где научилась?
- У флямов, - охотно ответила Велеста – Я как раз оттуда.
- Так какого Спящего тебя через этот портал понесло? – поразился нав – Есть другой переход, в более… цивилизованные места!
- Ну... потому и пошла, - смущённо призналась люда – Думала, что мне в этой… как её…
- Провинции, - подсказал нав.
- Да. Думала, мне тут проще будет…
- Думала она, - фыркнул Хонга – В следующий раз получше думать будешь!
Велеста пожала плечами и промолчала.
- А чем ты в дороге зарабатываешь? – не отставал он – Не похожа на богатую путешественницу!
- Я сказитель! – Велеста демонстративно похлопала по чехлу – Я песни пою!
- Так ты петь умеешь? А ещё что?
- Находить неприятности.
Хонга в тихом недоумении уставился на собеседницу… и расхохотался в голос. Велеста подозрительно посмотрела на него… подумала… и тоже засмеялась. Другие посетители таверны удостоили их разве что искоса брошенным взглядом. Подумаешь, мало ли что могло рассмешить странницу в потёртой куртке и нава…
Неделю спустя.
Велеста не шла у Хонги из головы. Нав никогда не лгал сам себе. И сейчас он признавал, что зеленоглазая девушка из неведомой семьи Людь ему понравилась. Понравилась до того, что очень хочется продолжить случайное знакомство. Тем более для этого имеется роскошный повод. Хонга уговаривал себя, что это – пустая прихоть. Что девушка, наверняка, откажется. Что Наместник Дига, безусловно, его увлечение неизвестно кем не одобрит…
Но все благообразные мысли перебивало воспоминание о зелёных глазах молодой странницы и её смехе. А Наместник… Наместник тоже когда-то был простым гаркой и увлекался девушками из вассальных Семей. И Хонга отправился на постоялый двор, где неделю назад оставил Велесту.
…Велеста нашлась в конюшне в компании совсем юного шаса. Шас обихаживал коня и разливался, какое конь замечательное животное и как много пользы приносит в домашнем хозяйстве. Девушка восторженно внимала и скармливала замечательному животному яблоко. Заметив вошедшего нава, шас притих. Велеста улыбнулась. Узнала!
- У вас таких не водится? – спросил Хонга.
- Нет, - огорчённо вздохнула люда – А жаль.
- Значит, верховой езде не обучена… Придётся навёрстывать.
Велеста молча хлопала длинными ресницами. Хорошо знающий своих сюзеренов шас тихо хрюкнул и с удвоенным рвением принялся за работу.
- Меня отправляют в столицу, - небрежно пояснил Хонга – И, если тебе любопытно там побывать…
- Очень! – восторженно взвизгнула Велеста, подскочила к Хонге и быстро поцеловала его в щёку – Спасибо! Ой, ты чего?..
Опешивший от такого проявления чувств нав потёр щёку, помотал головой и резковато ответил:
- Тогда завтра утром будь готова!
И вышел.
- Митар! Он обиделся, что ли? – растерянно спросила Велеста у шаса.
Митар захлопнул рот, сглотнул и пояснил:
- Да не, Велеста, понимаешь, навы – они того… с закидонами. Это мягко выражясь. И, в общем, так с ними… э… обращаться никто не решается. Он не обиделся. Он удивился…
На пути в столицу.
Тёплая куртка Велесты давно отправилась на дно походной сумки. Непромокаемые сапоги сменились лёгкими тапочками. Южное солнце припекало вовсю – там, откуда они приехали, ещё была весна, а здесь уже царствовало роскошное лето.
- Море! – девушка поднялась на стременах, восторженно вглядываясь в даль – Там море!.. Мы дальше поплывём, да?
- Поплывём, - подтвердил Хонга – Так гораздо короче. Ты уже плавала на больших кораблях?
- Да, на Авалоне, - Велеста улыбнулась воспоминанию – Там же материков, считай, что нет – одни острова…
Хонга откинулся в седле, предвкушая рассказ. Велеста себя не зря называла сказителем – умела она не только петь или играть на свое странной лютне, но и рассказывать. Нав сам бывал в том мире, видел яблоневые острова и авалонских мореходов – но Велеста рассказывала о них так…
- …А этот порт большой? – вдруг сменила тему люда.
- Очень, - встряхнулся нав – Тебе понравится. Заодно одежду тебе поберём подходящую…
Велеста сморщила нос и помотала головой. В глазах – искорки, на щеках – ямочки, соломенные волосы разлетаются…
- Не хихикай! – Хонга дотянулся и легонько шлёпнул её по затылку – Я тебе такое устрою…
- Какое? – уже в голос смеётся.
- Ночью узнаешь!
- О, - Велеста сделала вид, что задумалась – Тогда буду я не только хихикать. Я ехидничать начну!
- Кошмар. Никакого уважения к правящей Семье. Где таких делают?!
- Подсказать координаты мира?..
Второй шлепок вышел поувесистей.
Город-порт кипел и бурлил, не затихая ни на секунду. Одни караваны прибывали – другие тянулись прочь из города. На многочисленных площадях продавали и покупали, отчаянно торгуясь. Гавань пестрела разнообразными парусами. Оконные стёкла сверкали на утреннем солнце, крыши соперничали друг с другом яркостью…
- Ох!..
- Я же говорил, что тебе понравится…
Хонга вошёл в комнату, которую они заняли на постоялом дворе, сбросил обувь и растянулся на кровати.
- Вель, радуйся – нужный нам корабль отправляется завтра утром. Есть время погулять по городу!
- Так что ж мы сидим! Пошли скорее! – Велеста плюхнулась рядом и потянула нава за рубашку.
- Пссс, непоседа, дай отдохнуть… - Хонга приподнялся и ловко опрокинул девушку рядом с собой.
- Хэй! Ты отдыхать собрался или?..
- А ещё нужно платье.
- Хонга! Я их не ношу!
- Я сказал – куплю тебе платье!
- Странно, Митар мне говорил, что вы жа... в смысле, экономные!
- Ты больше шасов слушай, они тебе расскажут! По Уратаю ты будешь ходить в платье, и точка.
- Пошли за платьем, - обречённо вздохнула Велеста и тут же оживилась – О, а это ювелирная лавка?
- Да…
- Давай зайдём, у меня давно деньги на заколки припасены!..
Следующие полчаса люда с флямом-ювелиром копались в заколках, профессионально обсуждая форму, механизм и что-то совсем специфическое. Когда у Хонги уже кончалось терпение, они пришли к соглашению, что вот это, кажется, подойдёт. Флям убрал деньги, Велеста заколола волосы.
- Больше ничего не хотите? – любезно поинтересовался ювелир.
Нав подумал, что ещё одного диспута он не выдержит.
- Нет, - отказалась Велеста – остальное у меня есть.
- Но я не вижу на ваших чудных пальчиках ни одного кольца! – поразился флям – Разве можно юной девушке…
- Можно! – отрезал Хонга, подхватил спутницу под локоток и выскочил на улицу.
- Спасибо, - вздохнула Велеста – А то пришлось бы отказываться самой!
- Кстати, почему ты не носишь кольца?
- А… у нас считается, что кольцо нельзя покупать для себя. Можно либо сделать самому, либо получить в подарок, а покупать – только для других… Не то удачи не будет.
- Дурь полная, - фыркнул нав.
- Конечно, дурь, - согласилась Велеста – Но я суеверная маленько…
«Хорошо, что я всё-таки заставил её одеться в платье!» - следующим утром думал Хонга, любуясь стоящей на носу корабля Велестой…
Уратай.
- Так вот она какая, столица ваша… - девушка ошеломлённо оглядывалась – Я, конечно, во Внешних Мирах многое слышала… но думала… не представляла! Это самый большой город, который я видела!
- Это столица, - усмехнулся нав – Нравится?
Велеста помолчала, смотря в сторону, и нехотя призналась:
- Нет.
- Почему?! – опешил Хонга.
- Страшно…
Нав удивлённо сморгнул. Потом… потом проследил за её взглядом… Всё ясно. Велеста смотрела в сторону – но не любовалась причудливой архитектурой столичных кварталов, не высматривала спуск к набережной, куда им надо было – нет, она смотрела на Цитадель. На сумрачную Цитадель, возвышающуюся над городом на каменном плато, которого здесь не должно было быть. На символ и сердце Нави.
Хонга вздохнул чуть слышно и потрепал её по голове.
- Не бойся, - очень серьёзно произнёс он – Ты ведь не одна. С тобой я!
Велеста отвела взгляд от неприступной твердыни и вымученно улыбнулась.
Несколько недель спустя.
- Как – обратно?!
- Очень просто, - спокойно ответила Велеста, расчёсываясь перед зеркалом – Надо же когда-то домой заглянуть. Я там сколько лет не была!
- Но… так быстро? – пробормотал нав.
Так быстро… а ведь он столько ей не показал… Уратай, южные моря – это так мало… Разве можно уходить, не посмотрев на всё остальное?!
- Хонга, - девушка серьёзно посмотрела наву в глаза – Хонга, меня очень ждут дома. Очень ждут. Я должна идти сейчас!
- Но… сюда-то ты вернёшься?
- А ты приглашаешь? - Велеста прищурилась.
- Да! Приглашаю! Спящий тебя побери…
- Ну, тогда подумаю…
- Велеста!!
- Да вернусь я. Может, и не одна.
Удивлённый взгляд.
- Я же сказитель, забыл? Вот как распишу местные пейзажи своим – вдруг кто ещё захочет со мной прогуляться?..
Хонга прыснул:
- Ты распишешь! Так распишешь, что полюбоваться «местными пейзажами» захотят все. Особенно если будешь расписывать главе семьи, как он там у вас называется… И будет у Князя ещё одна вассальная семья.
- Глава семьи у нас она. Сомневаюсь я, что Милена решиться на такую авантюру. Впрочем, - Велеста состроила задумчивую гримасу – Я буду стараться…
- Ладно. Поехали обратно… Всё равно мне к Наместнику возвращаться – провожу…
У портала во Внешние Миры.
- Пора.
Всё проверено, подтянуто, зашито и по карманам разложено. Можно уходить…
- Вот, - Хонга взял Велесту за руку и вложил нечто ей в ладонь – Чтобы дорога не забылась.
Девушка разжала руку. Изящное колечко заискрилось в солнечных лучах. Тонкая золотая полоска, покрытая причудливым орнаментом, замыкалась большим, необычной огранки изумрудом, способным, казалось, сверкать даже ночью, при свете звезд.
- Спасибо… А это тебе, - она ловко засунула в карман его куртки сложенный лист пергамента – Чтобы знал, когда меня встречать!
И ушла. Хонга долго смотрел ей в след. Потом достал прощальный подарок, развернул… Прочёл и засмеялся.
Когда растает последний лёд, распустится первый лист,
И ветер зимние сны унесёт от тёмных очей Земли,
Когда в небесах рассмеётся вдруг серебряная гроза
И криками птиц отзовётся юг – тогда я вернусь назад!
- Сказитель, - вымолвил он сквозь смех – Ох, сказитель…
Продолжая смеяться, покачал головой. Надо, в самом деле, сказать Наместнику Диге, чтобы в ближайшее время ждал новой семьи из Внешних Миров, просящей разрешения поселиться на Земле…